Добиваясь наиболее кучного боя картечью на дистанции 100 шагов и дальше, автор этих строк, испытав разные способы снаряжения патронов круглой картечью, убедился, что разброс круглой картечи на дистанцию 100 шагов слишком велик. От круглой картечи добиться значительного улучшения кучности невозможно. Как все шаровые снаряды, картечины имеют самые разнообразные враща ОХОТНИЧЬЕ И СПОРТИВНОЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ 1886-1941 гг. тельные движения на полете, отсюда — самые разнообразные отклонения картечи от цели. Для картечи необходимо применить более совершенные продолговатые пули. С этой целью в 1908 году автор сконструировал и изготовил своеобразный картечный снаряд, состоящий из 14 картечин. В основу устройства картечи принят стрелочный принцип: тяжелая головная часть и легкий деревянный хвост. Свинцовая пуля скреплена с деревянным цилиндрическим хвостом тонким металлическим стержнем с головкой. Получилось подобие общеизвестной ружейной пули Виц-лебена с той разницей, что данная пуля имеет оживальную вершину (пуля Вицле-бена с плоской вершиной); деревянный хвост гладкий цилиндрический (у пули Вицлебена хвост трубчатый); пуля и хвост одинакового диаметра (хвост пули Вицле-бена несколько большего диаметра, чем пуля). Такая пуля никогда не опрокидывается на полете, она летит всегда головной частью вперед. Длина свинцовой части 7 мм, длина хвоста 14 мм, общая длина пули 21 мм, вес 2,5 г, диаметр 6,2 мм. Семь таких пулек вставляют в бумажную гильзу, в которой имеется пороховой заряд с пыжами. Поверх войлочного пыжа положен картонный пыж, на картонный пыж должна стать семерка пуль. Ее прикрывают толстым картонным пыжом, на который ставят вторую семерку таких же пуль. Всего в патроне 14 пуль, которые весят 35 г. Испытание такого снаряда дало положительные результаты, особенно хорошие в тех случаях, когда продольная ось передних пуль точно совпадала с такой же осью тыльных пуль. Снаряд назван М.08. При испытаниях картечи М.08 стрельбой обнаружились следующие положительные качества этой картечи: ♦ кучность боя на 100 шагов вдвое лучше обыкновенной круглой картечи; ♦ пробивное действие сильнее в 1,5 раза сравнительно с круглой картечью. Первое преимущество объясняется более правильным полетом картечин, которые, имея легкий хвост-стабилизатор, не кувыркаются на полете, поэтому имеют меньшие отклонения. Второе — увеличенной начальной скоростью картечи. Ввиду того, что 14 новых картечин весят всего 35 г, оказалось возможным увеличить заряд дымного пороха, доведя его до 6,5 г, тогда как заряд пороха под круглой картечью, весящей 39 г, мог быть только в 5,5 г (увеличить не позволяет сильная отдача ружья). Длинная картечина весит 2,5 г, круглая — 1,4 г, диаметр той и другой картечин одинаковый. Экспериментальные стрельбы производились из ружья 12-го калибра. Качества отрицательные: ♦ изготовление картечи М.08 требует большой точности, это очень трудоемкая работа, картечины обходятся дорого; ♦ передняя группа картечин не помещается всецело в бумажной гильзе длиной 70 мм, а лишь еле-еле в ней держится; ♦ правильная постановка верхних картечин в патроне над нижними требует внимательного снаряжения патрона при помощи двух направляющих деревянных шпилек. Если картечины верхней (передней) группы не центрованы по картечинам нижней группы, кучность боя получается гораздо хуже; ♦ необходимо более тяжелые картечины отобрать для передней группы, более легкие — для тыльной, тогда получится наиболее кучный бой; ♦ при стрельбе ветер производит более сильный снос картечин М.08, чем круглой, что особенно заметно при боковом ветре. Причина — более длинный снаряд. Главный дефект указан в пункте первом. Только в 1912 году автору удалось значительно удешевить производство картечных пуль. Для этого от готового патрона бокового огня 22-го калибра «шорт» (короткий) отрезают шляпку в двух миллиметрах от закраины, высыпав порох, выравнивают срез, и картечина готова. Получается хорошая и тяжелая пулька, а оставшаяся при ней пустая трубка гильзы служит хорошим стабилизатором, вполне заменяя деревянный хвост. Весит такая картечная пулька 2,5 г. При испытании картечи М.12 оказалось, что картечные пули тонковаты: диаметр их 5,6 мм, тогда как для ствола 12-го калибра требуется подобная картечь диаметром 6,2 мм. Чтобы при выстреле пули не шатались в стволе, каждая группа, состоящая из 7 картечин, опоясывается толстой рыхлой бумагой, обхватывающей пули только по окружности, не захватывая пули ни спереди, ни сзади, края ее должны сходитьс
я только впритык. Такая обертка легко освобождает всю группу пуль после выхода ее из ствола, не ухудшая кучности боя. При опытах обнаружились некоторые интересные факты. Так, например, при попытке использовать для переделки «под картечь» более длинные патроны «лонг» и «лонг райфль» того же калибра получилось ухудшение кучности. Это явление можно объяснить тем, что свинцовая пуля удлиненных патронов слишком длинная, поэтому стабилизатор оказался для нее недостаточной длины, пуля летит неправильно. Когда свинцовая часть пули была укорочена спереди и вершина вновь закруглена, тогда получился бой такой же кучный, как и пулями «шорт». Картечные пули М.12 благодаря уменьшенному диаметру оказались пригодными для стрельбы не только из цилиндра, но и из чока. Больше того, эти пули оказались вполне годными для цилиндрических стволов 16-го калибра. Обертка бумагой пуль тогда не применяется. Желая получить более короткие, но не менее устойчивые на полете картечины, чем описанные выше, автор решил сконструировать картечь по системе прежних пуль Нейслара, Босвеля и т. п. Изготовленные свинцовые картечины диаметром 6,2 мм весят по 1,8 г. В бумажной гильзе помещаются три ряда по 7 шт. в ряду, общий вес 21 картечины — 37,8 г, между рядами — картонные прокладки; гильза может быть закручена. Таким образом отпадают главные дефекты длинных картечин. Новый картечный снаряд назван М.20. С неменьшим успехом была испытана такой же системы картечь, но более крупных диаметров, укладывающаяся в ряд по 4 и по 3 шт. с картонными прокладками между рядами. Особенно хороша «четверка», которую следует класть в патрон 3 ряда, всего 12 штук, они весят 33 г, поэтому позволяют применять сильный пороховой заряд без неприятной отдачи. Картечь тогда получает хорошие скорости при превосходной кучности. Автор уверенно может рекомендовать картечь М.20, как наиболее кучно-бойный, очень дальнобойный и весьма портативный снаряд. К сожалению, подобную картечь приходится пока изготовлять своими средствами.